Как удовлетворить детское любопытство? Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума?
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет) и т.д. Но опасность такой «самодеятельности» в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешивания веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально-организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимости их учета в собственной жизнедеятельности.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам».
Ральф Уолд Эмерсон, американский философ
Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок говорит: «Я не умею, я не могу». Причем, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань». Детское экспериментирование имеет огромный потенциал. Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребенку найти дело по своим силам, интересам и способностям.
Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас. В связи с этим, одна из основных задач – создать необходимые условия, чтобы поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям и открытиям. В результате экспериментирования дети учатся: выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить; предлагать возможные решения; проверять эти возможные решения, исходя из данных; делать выводы в соответствии с результатами проверки, делать обобщения.
Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Для детей экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности, т.к. нет более пытливого исследователя, чем ребёнок, который охвачен жаждой познания и освоения огромного мира.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и, конечно, некоторые научные знания.
Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира.Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели.
Возникает проблема - и мы превращаемся в исследователей, а может даже и в волшебников, которые раскрывают тайны окружающего мира. Очень важно, чтобы опыт или эксперимент был интересен всем участникам.
В своей работе мы стараемся занимать позицию старшего друга, помогая в проведении опыта, даем совет или рекомендации, вместе с ребенком осуществляем экспериментальные действия, если это необходимо. При ознакомлении с новым материалом, стараемся удивить, ведь это самое сильное и стойкое эмоциональное чувство.
То, что удивило – то запомнилось. Удивление влечёт за собой стремление удивлять самому. А значит искать ответы на вопросы и пути совершенствования. Удивление - первоначальный источник познавательного процесса.
Взаимодействие со взрослыми помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными, поэтому желательно, чтобы родители дома придерживались таких же педагогических позиций.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Рекомендуем родителям проводить несложные опыты и эксперименты дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. (Например, ванная комната: во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ).
Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Родителям следует выслушать все предположения ребенка, при этом необходимо учитывать каждое предположение, его верность, точность, логичность. Если ребенок затрудняется выказать способы решения задачи, можно предложить самим.
Вот главные правила, которые необходимо соблюдать во время экспериментирования:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Предлагаю родителям в домашних условиях вместе с ребёнком провести занимательные опыты, которые помогут объяснить основные характеристики воды.
Вода является важнейшей составляющей для поддержания всех форм жизни. Ничто живое не может существовать без неё. Она не имеет собственной формы и принимает форму сосуда, в котором находится. Вода представлена на нашей планете в виде океанов, морей, озёр и рек и покрывает 2/3 части земной поверхности.
В природе вода может находиться в трёх состояниях - твёрдом, жидком и газообразном. Вода состоит из химических веществ: кислорода и водорода.
Вода может течь как вверх, как в случае движения от корня растения к другим его частям, так и вниз, когда под действием силы тяжести она течёт по водопаду или просто струится из водопроводного крана.
Опыт №1 «Водяной пар превращается в водяные капли».
Вам потребуется:
Чайник, горелка, вода, металлическая кружка, несколько кубиков льда и ледяная вода.
Процесс:
1.Наполните чайник водой.
2.Дайте воде вскипеть.
3.Положите несколько кубиков льда и ледяную воду в металлическую кружку.
4. Когда чайник закипит, сделайте так, чтобы поток пара был направлен на металлическую кружку.
Результат:
Водяные капли появляются на внешней поверхности кружки.
Почему так получается?
Водяной пар превращается в капли воды при соприкосновении с холодной поверхностью. Этот процесс во время которого вода меняет своё газообразное состояние на жидкое, называется «конденсацией». Из-за того, что металлическая кружка намного холоднее, чем кипящая вода в чайнике. Поток пара, выходящий из него, превращался в капли воды, как только касался поверхности кружки.
Опыт№2 «Вода в твёрдом состоянии занимает больше места».
Вам потребуется:
Пластиковая банка с крышкой, вода комнатной температуры, морозилка.
Процесс:
1.Налейте воду в пластиковую банку, наполнив её до краёв.
2. Положите крышку сверху банки, убедившись, что она не закручена.
3. Поставьте банку в морозилку на 5-6 часов и подождите, пока вода замёрзнет.
Результат:
Вода замерзает и поднимается выше края банки, выталкивая крышку.
Почему так получается?
Вода расширяется, когда она переходит из жидкого состояния в твёрдое, превращаясь в лёд. Лёд занимает больше места, поэтому банка не может вместить его целиком.
Опыт№3 «Упругость поверхности воды».
Вам потребуются:
Кусочек ткани (приблизительно 12/12 см), большая резинка, стеклянная банка, вода, раковина.
Процесс:
1.Наполните стеклянную банку водой.
2.Намочите кусочек ткани, выжмите его.
3.Положите ткань на отверстие банки, туго натяните.
4.Закрепите ткань резинкой.
5.Потрясите банку вверх-вниз над раковиной.
Результат:
Вода не протекает сквозь ткань.
Почему так получается?
При смачивании кусочка ткани вода проникает между её волокнами, образуя своего рода плёнку, которая состоит из молекул воды. Они расположены очень близко друг к другу благодаря поверхностному натяжению, являющемуся результатом сильного притяжения молекул воды. Таким образом, из-за образующейся плёнки вода не проникает сквозь ткань.
Опыт №4 «Поплавок».
Вам потребуется:
Глубокая чашка ёмкостью 2 литра, холодная вода, 2 кусочка пластилина размером с грецкий орех.
Процесс:
1.Наполните чашку на холодной водой.
2.Раскатав в ладонях, сделайте из одного кусочка пластилина шарик.
3.Аккуратно положите пластилиновый шарик на поверхность воды в чашке.
4.Из другого кусочка пластилина слепите лодочку. Сделайте дно лодки, как можно шире, а борта максимально низкими. (помогите детям).
5.Плавно опустите лодку на поверхность воды в чашке.
Результат:
Лодочка плавает на поверхности воды, в то время, как шарик опускается на дно.
Почему так получается?
Лодка не тонет благодаря своей форме. Её вес распределяется по большей поверхности воды. Это значит, что под лодкой находится большее, чем под шариком, количество воды, которое удерживает её на поверхности.
Лодка лучше плавает в солёной воде океана, чем в пресной воде рек и озёр. Это объясняется тем, что солёная вода весит больше и, соответственно, сильнее выталкивает предметы на поверхность.
Опыт№5 «Поглощение воды растениями».
Вам потребуется:
Стеклянная банка, вода, тёмные чернила, пипетка, пучок сельдерея.
Процесс:
1.Возьмите банку и налейте в неё немного воды (как показано на рисунке).
2.Добавьте несколько капель чернил в банку с помощью пипетки, чтобы придать цвет воде.
3.Поместите пучок сельдерея в воду.
4.Держите банку в тёплом месте.
Результат:
Через несколько часов стебель и листья сельдерея окрасятся.
Почему так получается?
Стебель поглощает окрашенную воду, а от него вода поступает к листьям. Этот процесс известен как «капиллярный эффект». Именно таким образом растения впитывают воду корнями из земли, после чего она поступает к стеблю и листьям.
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Давайте – же сделаем ребёнку жизнь интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление о себе как умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.
Литература:
«Увлекательные опыты с водой», ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», Москва 2008 год.
«Большая книга научных опытов для маленьких детей» , Дженис Ванклив , ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», Москва, 2011г.