«Волшебная шкатулочка» Персональный сайт воспитателя - Черняева Наталья Викторовна.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИДетям дошкольного возраста свойственна впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, проявляющиеся в сострадании и сопереживании, которые и помогают детям войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную.Без водыhttps://blogbadirina.blogspot.ru/2016/09/blog-post.html#links
«Сохраняя воду, сохраняем жизнь!»http://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/yekologicheskie-skazki-dlja-starshih-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov.html Хранитель степной равниныhttps://blogbadirina.blogspot.ru/2016/09/blog-post_77.html#links
Экологические сказки о мусореhttp://olga-a.dou.tomsk.ru/ekologicheskie-skazki-o-musore/
Чувства сопереживания и сострадания определяют действенное отношение детей дошкольного возраста к природе. Данное отношение выражается в готовности ребенка защитить тех, кого обижают, желании проявить заботу о тех, кто в этом нуждается и помощи, попавшим в беду (речь идет о растениях, животных, птицах и т.д.). Как известно всем, отсутствие у детей необходимых знаний провоцирует жестокое отношение к природе. Воспитание чувств сострадания и сопереживания происходит одновременно с формированием системы доступных детям дошкольного возраста экологических знаний, включающее в себя: · представления о животных и растениях как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей; · понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности животных и растений к условиям существования; · осознание того, что все живые существа на Земле взаимосвязаны, взаимозависимы и исчезновение одного из звеньев приводит к нарушению биологического равновесия. Создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, похвала воспитателя, расцветший цветок и т.д.) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания. Сопереживание как выражение гуманного отношения к людям проходит в своем развитии разные стадии: переживание-сочувствие («Ему плохо, мне его жаль»), переживание-утверждение себя («Ему плохо, я так не хочу») и наконец, переживание-действие («Ему плохо, я хочу ему помочь»). Педагогическую работу можно считать успешной, если в среднем дошкольном возрасте дети находятся на стадии «переживание — утверждение себя» и иногда проявляют способность к реальному «переживанию —действию». Наиболее полноценная работа по формированию гуманного отношения к окружающим происходит с детьми старшего дошкольного возраста. В этом возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин, замеченных в них недостатков. А разнообразные методы экологического воспитания помогают воспитать такого человека, и направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение: - Наблюдение за объектами живой и неживой природы, рассматривание иллюстраций и картин на темы природы. - Беседы и рассказы о природе, экологические сказки, речевые логические задачи. - Труд в природе. - Этические беседы с детьми в разных формах. Содержанием этической беседы могут стать возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений или произведения изобразительного искусства. Этическая беседа может состоять из трех частей: сначала дети слушают короткий рассказ или просматривают фильм, или разыгрывают сценку, потом обсуждается мораль и, наконец, проводится своеобразный практикум: дети упражняются в словах, которыми можно выразить чувства, овладевают способами морального поведения. В середине беседы нужно провести физминутку. - Большое значение имеет дидактическая игра (ведущая деятельность дошкольного периода): она вызывает положительные эмоции — ребенку радостно, и он готов воспринимать и усваивать все, что она несет в себе. С игрой ребенок быстро включается в любую деятельность, вникает в ее содержание, запоминает разные сведения, правила и легко их выполняет. - Решение проблемных ситуаций экологического содержания. - Экскурсии — особая форма организации работы по экологическому воспитанию, благодаря которой развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. - Прогулки, где знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей), организовываем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого, используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки - корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность. - Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия (способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность). - Чтение художественной литературы, предложенной программой и для самостоятельного чтения, после которой проводится беседа, задаются вопросы, и видны в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?». Очень важно донести до детей смысл произведения. - Проектная деятельность — инновационная форма формирования экологической культуры детей.
- В детском саду проводятся конкурсы, конкурсы детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка-зима», «Тает снежок, ожил лужок», «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. - Одной из интересных форм экологического воспитания являются викторины, праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. - Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу — воспитание человека с большой буквы, человека, экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, конференции, консультации, беседы). Следует помнить, что, прежде, чем учить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного, как эстетической категории, педагогам и родителям необходимо развивать их эмоциональную сферу, так как чувства дошкольников недостаточно глубоки и устойчивы, носят субъективный и избирательный характер. Задача педагогов и родителей заключается в подведении детей к пониманию того, что каждый из нас в отдельности и все мы вместе в ответе за мир природы, и в силах каждого сохранить и приумножить ее красоту. Важнейшим условием и одновременно методом воспитания гуманизма у детей, развития социальных эмоций, нравственных чувств является пример воспитателя и родителей. Очень важно для всех, чтобы педагог и родители личным примером демонстрировали детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвовал в природоохранной деятельности.
29 марта 2017 в 20:36
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.