«Волшебная шкатулочка» Персональный сайт воспитателя - Черняева Наталья Викторовна.

Развитие речи у детей раннего возраста

Развитие речи у детей — это основной показатель эмоционально-психологической зрелости малыша. Но для того чтобы малыш сказал первое слово в течение первого года жизни необходимо уделять его развитию максимум внимания.

Общение с ребенком в первые месяцы жизни — залог быстрого развития малыша. Песни, стихотворения, потешки – стимуляция для развития речи маленького молчуна. Развитие мелкой моторики активно стимулирует речевой центр головного мозга. Статистический факт — дети, регулярно перебирающие мелкие предметы разной формы, начинают говорить раньше своих сверстников.

На первом году жизни ребенка главная задача родителей выработать у малыша коммуникативные речевые навыки, научить его понимать, что говорят родители, способствовать развитию слухового внимания. Такая форма общения называется «пассивной речью».

Расширяем кругозор и словарный запас: развитие речи ребенка с 1–3 лет

Переход от речевого понимания к воспроизведению в основном происходит на втором году жизни. С каждым днем словарный багаж ребенка будет расширяться, и в полтора года составит около 35 слов. Развитию речи у детей раннего возраста от 1–3 лет способствуют все те же принципы — общение и игры.

Обязательное условие, постоянно описывать действия малыша, помогать ребенку, самостоятельно комментировать свои игры и занятия. Фундаментом для активной речи становится связь слов с конкретными действиями.


Логопеды разработали множество методик развития речи у детей. Рассмотрим некоторые из них.

Речевое подражание — основной прием, способствующий быстрому произношению первого осознанного слова. Многократное повторение слов. Общение с ребенком в форме «вопрос-ответ». Разучивание с ребенком коротеньких стихотворений и фраз. Когда малыш запомнил отрезок, дайте ему возможность досказать последний слог или слово.

Чтобы сформировать правильную речь у своего непоседы родители не должны коверкать слова. Это одна из самых распространенных ошибок взрослых. Очень часто, умиляясь забавным словечкам малышей, многие родители начинают использовать его, общаясь с ребенком. Так, рождаются такие стойкие выражения как «капот», «ласипед» и многие другие. Взрослые должны четко произносить слова, сопровождать свою речь артикуляцией, правильно ставить ударения. Речь должна носить эмоциональную окраску и не быть монотонной.

Выполняя эти простые рекомендации, вы убедитесь, что ваш малыш не только быстро освоит азы «активной речи», но постепенно к двум годам сможет складывать слова в словосочетания и небольшие предложения. Развитию речи 2-летних детей способствует не только общение с взрослыми, но и со сверстниками. Продолжайте описывать малышу все, что он видит вокруг. Говорите правильно и четко. Продолжайте совершенствовать мелкую моторику вашего чада — рисование, лепка из пластилина, мелкая мозаика, вышивание шнурком— все манипуляции подобного рода весьма положительно влияют на развитие речи у детей. А главное, поощряйте попытки малыша общаться с вами, идти на контакт, отвечать на вопросы.

Скорей всего к трем годам ваш малыш будет уже активно беседовать с вами на многие интересующие его темы, рассказывать маленькие стихотворения, петь веселые песенки. Не останавливайтесь на достигнутом результате, обязательно учите ребенка правильно произносить звуки и выговаривать слова, строить фразы. Тренируйте память ребенка, спрашивайте о том, что происходило вчера, на улице во время прогулки и пр.

25 марта 2019 в 19:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.